Пенсионная реформа или латание дыр?

К любой реформе существует два подхода: изменить что-то с позиций управления процессом, или же, провести изменения для улучшения конечного результата.

В контексте анонсированной пенсионной реформы это означает, что либо мы меняем процессы управления и финансирования Пенсионного фонда, например, чтобы сократить его дефицит, либо меняем размер и методику начисления пенсий нашим гражданам, с целью улучшить их благосостояние. Правительство Гройсмана заявляет о намерении достигнуть сразу двух результатов. Но так ли это на самом деле?

Пенсии по-европейски

Так как заявленная Пенсионная реформа является частью «европейского пакета реформ», которые требуют провести наши международные партнеры и кредиторы, то в первую очередь важно посмотреть на то, как функционирует пенсионное обеспечение в различных европейских странах.

Задумывались ли вы над тем, для чего вообще существует пенсионное обеспечение?

Ответ на этот вопрос кажется простым и очевидным: пенсию выплачивают, чтобы старики не умирали с голоду. В принципе, так оно и есть. Этот уровень пенсионного обеспечения называют базовым или гарантированным государством. По стандартам ООН он не может быть ниже общепринятой черты бедности, которая сейчас составляет около 100 долларов в месяц. Но если вы посмотрите на размер минимальной пенсии в Украине, то сейчас она ниже 50 долларов в месяц, а это значит, что около 8 миллионов украинских пенсионеров живут за чертой бедности по стандартам ООН.

Главная же цель современного пенсионного обеспечения, которое есть в Европе и других передовых странах мира: максимально сохранить уровень жизни пенсионера таким же, каким он был до выхода на пенсию. Или хотя бы близким к нему. Европейская пенсионная политика направлена на то, чтобы пенсионер был таким же полноценным и активным гражданином, как и трудоспособные граждане ЕС.

Для достижения этих целей в большинстве европейских стран существует несколько уровней смешанного пенсионного обеспечения: базового (государственного), страхового и накопительного. При этом государство и граждане, включая работников и их работодателей, вместе участвуют в формировании будущих пенсионных выплат.

Самая старая пенсионная система в Великобритании – ей уже больше 100 лет. Государство гарантирует выплату пенсии в размере 20% от средней зарплаты пенсионера. Еще 20% составляет так называемая «трудовая пенсия», взносы по которой оплачивают работодатели. Остальная часть пенсии идет за счет негосударственных пенсионных фондов (НПФ), если пенсионер делал в них взносы (накопительная часть пенсии).

Несколько уровней пенсии и в Германии. В основе – солидарная пенсионная система. Она такая же, как сейчас в Украине: все работающие немцы платят в нее взносы, а оттуда деньги выплачивают нынешним пенсионерам. Вторую часть пенсии составляет «производственная пенсия» - специальные пенсионные программы на предприятиях. Третья часть – негосударственные пенсионные фонды, в которые взносы делают граждане.

Французы делают пенсионные отчисления сразу в несколько фондов, которые строго контролируются государством. В среднем пенсионные отчисления составляют 16,35% от зарплаты (поровну между работодателем и работником). Государство гарантирует пенсию на уровне 50% от средней зарплаты работника за 11 лет.

Самая высокая пенсия в Швеции – она составляет около 70% от средней зарплаты до выхода на пенсию. Формируется она также на трех уровнях: гарантированном, условно накопительном и накопительном (инвестиции в негосударственные пенсионные фонды).

В целом, почти во всех европейских странах базовый (гарантированный государством) уровень пенсии формируется за счет взносов ныне работающих граждан. И этот размер пенсии всегда выше уровня бедности в этих странах. А вот остальные выплаты формируются за счет страховых и накопительных фондов. Их главная задача – максимально приблизить размер пенсии к тем доходам, которые были у пенсионера ранее. При этом граждане сами могут рассчитать какие им нужно делать страховые выплаты, чтобы получить нужный размер пенсионных сбережений. Роль же государства сводится к контролю за работой негосударственных пенсионных фондов, чтобы избежать мошенничества и потери пенсионных сбережений.

Пенсии по-украински

В Украине пенсионная реформа началась более 10 лет назад, и на уровне деклараций у нее вполне европейское направление. Вот только результаты этих реформ пока далеки от европейских стандартов.

Даже по среднему размеру пенсии – все наши пенсионеры находятся за чертой крайней бедности. Размер минимальной пенсии, которую получают 2/3 пенсионеров, не обеспечивает даже уровень выживания (2 доллара в день по стандартам ООН). И это главная проблема пенсионного обеспечения в нашей стране.

Кроме того, в Украине существует небольшая группа очень богатых пенсионеров (судьи, народные депутаты, чиновники высшего ранга) и миллионы крайне бедных пенсионеров, чьи доходы резко сокращаются в период экономических кризисов. Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране еще крайне несправедливо.

С точки зрения управления Пенсионным фондом Украины (ПФУ), то главный его недостаток – огромный финансовый дефицит, достигающий 150 млрд.грн. в год. Для своевременной выплаты пенсий эту недостачу приходится финансировать из госбюджета. Поэтому кредиторы Украины требуют сократить бюджетные дотации пенсионерам, чтобы страна могла рассчитаться по взятым кредитам. Так что на повышение пенсий просто не остается средств.

Основных причин финансового дефицита ПФУ две: нелегальный рынок труда и сокращение отчислений в ПФУ за счет работодателей.

Как признают в самом правительстве, сегодня половина трудоспособного населения не платит взносов в пенсионный фонд. Чтобы решить эту проблему, год назад почти вдвое были уменьшены отчисления за счет работодателей (с 38 % от фонда заработной платы до 20%). В правительстве рассчитывали, что за счет такого сокращения нагрузки на фонд зарплаты, многие работодатели согласятся оформить своих сотрудников легально.

Вопреки ожиданиям правительства, масштабной легализации зарплат не произошло, а дефицит ПФУ стремительно вырос. Чтобы компенсировать эти потери, в 2017 году правительство вдвое увеличило размер минимальной зарплаты, увеличив, таким образом, размер фактических отчислений в пенсионный фонд за счет легального сектора экономики. И теперь Владимир Гройсман, премьер-министр Украины, бодро рапортует о росте поступлений в ПФУ и скором «осовременивании» пенсий. Хотя на самом деле, теневой рынок труда только вырос после таких реформ, а их цель так и не была достигнута.

Грядущие пенсионные реформы

Сегодня Международный валютный фонд отказывается предоставлять очередной кредит до тех пор, пока не будет проведена пенсионная реформа. Поэтому ее основная цель вовсе не увеличение пенсий, а сокращение дефицита пенсионного фонда. Достичь этого можно двумя путями: сократив количество пенсионеров и увеличив размер пенсионных отчислений.

Первоначально в правительстве предполагали увеличить пенсионный возраст на 5 лет. Это бы автоматически сократило количество граждан, которые получают пенсии. Но слишком уж этот шаг непопулярен у населения, поэтому от прямого повышения пенсионного возраста отказались, спрятав его в увеличении трудового стажа. Для этого размер пенсий и выход на пенсию по возрасту жестко привязывается к трудовому стажу.

Предполагается, что после реформы для выхода на пенсию по возрасту нужно будет иметь минимальный трудовой стаж не ниже 35 лет (сегодня 25 лет). Для многих из тех, кто сейчас работает, это означает, что они не смогут уйти на пенсию в 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно). Кроме того, в течение 15 лет постепенно будет подниматься и сам возраст для выхода на пенсию. Эти меры позволят сократить расходы пенсионного фонда в краткосрочной перспективе.

Для увеличения поступлений в ПФУ, планируют запустить накопительный уровень и привязать к нему размер пенсий. Реформа предусматривает, что после этого пенсия будет состоять из трех частей: 55% - за счет солидарной системы; 35 % - накопительной; 10% - за счет негосударственных пенсионных фондов.

При этом отчисления в накопительную систему составят 7% (их размер будет повышаться с 2% до 7% в течение нескольких лет) – за счет работника, и на этот же уровень снизятся отчисления в солидарную систему за счет работодателя. В перспективе это приведет к такой же системе отчислений как и в Европе, где работники и работодатели делают одинаковые взносы в пенсионное обеспечение.

Что же касается самих пенсий, то их размер привяжут не только к стажу, но еще и к размерам самих отчислений. Государство же гарантирует выплату базовой пенсии, ориентированной на минимальную зарплату. Все остальное будет формироваться за счет того, сколько средств накопилось на персональном счету у работника.

Единственный реально позитивный момент пенсионной реформы – отмена спецпенсий для высших чиновников и госслужащих. Правительство обещает всех уровнять в праве на пенсию. Исключение будет оставлено только для военнослужащих.

Какие проблемы остаются?

Главная проблема нынешней пенсионной реформы – она никак не достигает цели европейского пенсионного обеспечения, которое гарантирует достойную старость. Не говоря уже о том, чтобы пенсионное обеспечение было на том же уровне, что и доходы украинцев до выхода на пенсию. И вот почему.

ВО-ПЕРВЫХ, ключевая проблема пенсий в Украине – их стремительное обесценивание из-за инфляции и скачкообразного изменения курса национальной валюты по отношению к доллару. А ведь к доллару в нашей стране привязаны практически все цены. Формально и сегодня правительство должно автоматически индексировать пенсии, если уровень инфляции превышает 3%, однако на практике этого не происходит. Вместо этого придумали так называемое «осовременивание» пенсий, которое и есть на самом деле индексацией, только не в рамках закона, а в ручном режиме.

ВО-ВТОРЫХ, проблема инфляции еще более актуальна для накопительного уровня пенсионного обеспечения. За 30-40 лет инфляция может в десятки раз обесценить эти накопления, так что смысл их делать просто теряется. А инструментов для надежного инвестирования пенсионных средств в Украине нет.

В-ТРЕТЬИХ, государственное регулирование и гарантии по пенсионным взносам в негосударственные пенсионные фонды практически отсутствуют. Этот уровень пенсионного обеспечения стартовал более 10 лет назад. Большинство из созданных тогда НПФ либо разорились, либо числятся только на бумаге. Те, кто делал в них отчисления, никогда не получат прибавки к пенсии. И что самое печальное – никто не понес ответственности за банкротство НПФ.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, даже добросовестным НПФ некуда инвестировать отчисления пенсионеров. Рынок ценных бумаг в нашей стране отсутствует, инвестиции в валюту жестко ограничены, остаются только инвестиции в гособлигации. Однако они не дают надежной защиты от инфляции.

В итоге, нынешний вариант накопительной системы и негосударственного пенсионного страхования больше похож на фикцию, чем на реальные инструменты для надежного увеличения размера пенсионных выплат в будущем.

В итоге, заявления правительства и Владимира Гройсмана, как бы привлекательно они не звучали, всего лишь пропаганда, направленная на поддержку реформы населением. Практическим же результатом нынешнего варианта пенсионной реформы станет лишь сокращение дефицита Пенсионного фонда Украины. Что же касается увеличения реальной покупательной способности пенсий и уровня жизни пенсионеров, то, скорее всего, эту проблему придется решать уже другому правительству в недалеком будущем.

Блиц-опрос: Даст ли пенсионная реформа уверенность в завтрашнем дне?

Евгений Корниенко, член исполкома Каменского:

- Реформирование пенсионной системы в Украине неизбежно. Проблема заключается в том, что на 10 работающих людей приходится 12 пенсионеров. Сейчас в стране достаточно сложное время и большинство пенсионеров вынуждены работать. А предложенная реформа предусматривает отмену «налога» на пенсии, что существенно увеличит размер выплат для работающих пенсионеров. В целом я поддерживаю пенсионную реформу, так как выплаты вырастут для половины пенсионеров. На мой взгляд, пенсионная реформа - шаг вперед на пути к развитию экономического будущего Украины и я верю, что она придаст пенсионерам уверенности в завтрашнем дне.

Николай Курмаз, начальник участка цеха соды каустической на ПАО «ДнепрАзот»:

- Учитывая нынешнее положение дел, предложенная реформа будет эффективной: люди будут получать ровно столько, сколько сами вложили в пенсионный фонд. Если реформа заработает в том виде, в котором ее предлагают – она точно пойдет на благо для людей и даст возможность людям быть уверенными в своем будущем. В этом случае пенсионная система будет справедливой: все будут в равных условиях. Люди будут содействовать реформе, так как получать зарплату в конвертах станет не выгодно.

Леся Неклеса, начальник городского объединенного управления Пенсионного фонда:

- На сегодня в стране сложилась такая ситуация: за назначением пенсии обращаются все люди, независимо от статуса, но у многих из них недостаточно стажа. Это происходит из-за того, что люди привыкли работать неофициально и получать зарплату «в конвертах». Считаю, что новая пенсионная система окажется более эффективной, так как она направлена на социальную защищенность всех граждан.