Верховный Суд поставил точку в деле учителя из Каменского Артема Тупицина, на уроке которого школьник сломал руку, прыгая через «козла». Наказание понесут как учитель, так и администрация школы №13.
Что произошло
Травму девятиклассник из школы №13 тогда еще города Днепродзержинска получил 6 лет назад - в 2013 году. На уроке физкультуры ученики 9-А и 9-Б прыгали через гимнастического «козла». При выполнении упражнения - прыжка через снаряд «ноги врозь», девятиклассник неудачно оттолкнулся руками и упал на мат. Сверху на мальчика свалился «козел». В результате школьник получил закрытый перелом лучевой и локтевой костей правой руки.
Во время выполнения упражнения учитель физкультуры – Артем Тупицин - стоял напротив снаряда за матами справа, что исключало возможность «подстраховать» учеников для предотвращения травм. В судебном приговоре указано, что «тем самым учитель не принял меры по осуществлению надлежащего контроля за выполнением физического упражнения и страхования несовершеннолетнего ученика, допустил его травмирование, в результате чего последний получил телесные повреждения средней степени тяжести».
В результате этой травмы парень получил статус «инвалид детства».
Что говорил учитель
Родители потерпевшего школьника после инцидента подали в суд. Учитель на суде свою вину отрицал: пояснил, что страховал учеников в точке приземления, но в данном случае «из-за нехватки сил и неудобной траектории не смог поймать и удержать мальчика, который во время выполнения прыжке начал падать с козла, в результате чего парень «прокрутился» возле учителя и упал на руку. Снаряд на парня не падал и сознание он не терял. Перед прыжками провел инструктаж и никого не принуждал прыгать через козла. Прыжки якобы выполнялись по желанию.
«Козел» не виноват, виноваты штаны
В акте комиссии, которая была создана в школе после несчастного случая, указано, что учитель пытался подхватить ученика, но упал вместе с ним. А сверху на школьника таки упал гимнастический снаряд. «Козел», кстати, оказался исправным – его обследовали. В том, что случилось, по версии членов комиссии, виноваты штаны ребенка, которые не соответствовали требованиям к спортивной форме, а также нарушение учителем физкультуры должностной инструкции. Падение произошло вследствие недостаточного разбега, слабого толчка и из-за того, что парень зацепился ногой за «козла».
Никто не знает, как нужно страховать
Пострадавший школьник рассказал, что во время урока физкультуры задание постепенно усложнялось и трамплин отодвигали от «козла» все дальше и дальше. «Козел» якобы уже падал, когда через него прыгал ученик другого класса. В момент его неудачного прыжка снаряд находился на расстоянии примерно 2 метров от трамплина. Физрук перед прыжками по технике безопасности никого не инструктировал. А во время упражнений находился за матами и принимал на себя прыгающих учеников. По версии ученика, учитель контроль над прыжками не проводил и детей за руки не поддерживал при прыжках.
Интересно то, что у тренеров, в том числе и по гимнастике, которых привлекли к судебному процессу в качестве свидетелей, мнения расходятся: надо ли крепить козла к полу и где должен находиться учитель во время прыжка. Одни говорят, что учитель должен находиться справа от места приземления и поддерживать детей в случае неудачных приземлений. Другие утверждают, что «учитель должен стоять со стороны «козла», в шаге от «козла» или лицом к ребенку. Если ученик не до конца освоил технику, то учитель должен стоять впереди ребенка и за две руки его подхватить, если стоит учитель сбоку, то за предплечье и за таз необходимо страховать ребенка. Использованию подлежат только закрепленные к полу «козлы».
Старший тренер СК «Дзержинка» (ныне СК «Днепровец»), объяснил, что нормативных актов при проведении прыжков через спортивные снаряды - нет. При выполнении прыжка через «козла» учитель должен стоять за «козлом», слева или справа со стороны, чуть ближе к «козлу», при падении ребенка учитель должен держать его за руку для смягчения удара. Хотя «козлы» и имеют приспособления для крепления, однако фактически этого никто не делает. Учитель должен контролировать процесс приземления ребенка.
Один из школьников, который в момент происшествия ждал своей очереди для прыжка, рассказал, что учитель действительно несколько раз отодвигал трамплин и предлагал учащимся самостоятельно решить – прыгать или не прыгать. Он страховал учеников, находясь примерно в 2 метрах от снаряда, ловил «под живот». Но к парню, который сломал руку, он не успел подскочить, смог только придержать падающего «козла».
Три года тюрьмы и десятки тысяч гривен за ущерб
В суде решили, что учитель небрежно и недобросовестно относился к профессиональным обязанностям - страховал детей в точке приземления, а не стоял сбоку от снаряда, придерживая школьников за руку.
В декабре 2017 года суд первой инстанции вынес приговор по ч.2 ст 137 – ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей.
Учителя физкультуры Артема Тупицына признали виновным и приговорили к трем годам лишения свободы с лишением права заниматься педагогической деятельностью на три года. По закону «Об амнистии в 2016 году» учителя освободили от основного и дополнительного наказаний.
Школа №13 должна выплатить родителям пострадавшего на уроке школьника 26 052,81 гривен материального вреда и 50 000,00 гривен морального ущерба. Пока шел процесс, упавший подросток стал совершеннолетним и уже самостоятельно подал иск в суд. Суд постановил: учебное заведение должно выплатить своему бывшему ученику 150 000 гривен за причиненный моральный вред.
Артем Тупицин и администрация школы с приговором не согласились и подали апелляцию. В марте 2018 года Апелляционный суд Днепропетровской области оставил вынесенный приговор без изменения.
В конце марта нынешнего года Верховный Суд подтвердил законность судебных решений предыдущих инстанций.
Кстати, вещественное доказательство – «гимнастический козел №1» вернули школе.
Читайте также: Из детсада с травмой: в Каменском на занятии физкультуры травмировался ребенок