В мае сотрудники Музея ДМК в Каменском на своей официальной странице в соцсети facebook запустили ряд публикаций, посвященных Второй мировой войне. Историки опубликовали старые фото и поделились с каменчанами интересными и малоизвестными фактами из жизни нашего города во время Второй мировой. «5692» публикует некоторые эпизоды из официальной страницы Музея ДМК.
Жизнь в оккупации
При оккупантах Днепродзержинску сразу вернули старое название – Каменское. Были переименованы улицы, возобновили работу православная церковь, община католиков (правда, не в помещении костела), дом молитвы баптистов.
Горожан обложили податями, по размеру практически не отличавшимися от советских. Народ снова понес вещи на базар, находящийся в ту пору на территории нынешнего Майдана героев (бывшая площадь Ленина). Там люди меняли вещи на продовольствие, либо продавали – за советские деньги, украинские оккупационные деньги, немецкие марки. И чем дальше продвигались войска Вермахта, тем сильнее обесценивался рубль и росла марка.
За время оккупации большинство жителей города, за исключением евреев, не ощутило на себе жестокости со стороны захватчиков. Что касается евреев, то 9 января 1942 г. их в числе порядка 285 человек (мужчин, женщин и детей) собрали в школе №25 якобы для эвакуации. Далее их повели к недостроенному Баглейскому коксохиму, где всех расстреляли.
Отношения гражданского населения с немцами были неоднозначными. Жестокость оккупантов в одной ситуации граничила с мягкостью в другой. Если немцы нуждались в помещении, его владельцев не выбрасывали на улицу, а предоставляли другое жилье. В обмен на стирку мундиров и шинелей захватчики делились с каменчанами едой. Если между хозяевами и квартирующими у них немцами устанавливались хорошие отношения, оккупанты зачастую посылали хозяйских детей за добавкой на немецкую кухню и отдавали еду хозяевам. Случалось, уезжая в отпуск в Германию, немцы возвращались с подарками для хозяев – сувенирами, конфетами, нехитрой бижутерией. Наблюдалось немало случаев помощи немецких врачей местному населению, особенно детям.
И тем не менее, оккупация есть оккупация. Хотя немцы особо не бесчинствовали, это нередко делали полицаи из числа советских граждан, особенно – калмыков. В книге А. Слоневского «Дух ушедшей эпохи» приводится пример: немцы приговорили к смерти парня, укравшего со склада ботинки и спецовку. Виселицу установили в сквере, недалеко от разрушенного памятника Прометею. Полицай выбил из-под ног приговоренного табурет, парень повис в воздухе и вдруг… веревка оборвалась. «Значит, не судьба. Два раза не казнят», – сказал командовавший казнью немецкий офицер и ушел. Парень вскочил и с завязанными руками побежал прочь. Однако за беглецом погнался полицай, догнал его уже возле нынешнего ЗАГСа, притащил обратно к виселице и повесил.
Иногда полицаев убивали, но на месте происшествия немцы устраивали облавы и расстреливали 10 мужчин за одного полицая – меньше, чем за офицера. Как следствие, люди, и тем более родственники расстрелянных, одинаково проклинали и немцев, и своих – борцов с полицаями-предателями.
Накануне освобождения
Немцы, служившие в Каменском, чувствовали себя достаточно неплохо. Никто из них не желал получить повестку и оказаться на Восточном фронте – в боевой мясорубке. Однако Восточный фронт сам приближался к Каменскому. К двадцатым числам сентября 1943-го он подошел к городу вплотную.
Обращаясь к мирным жителям, военный комендант Каменского майор Юргинс поочередно издал несколько постановлений, расклеенных по городу. Текст первого был следующим: