В конце июня 1996 года в независимой Украине готовились с размахом отметить День недавно созданной собственной Конституции: намечались торжества, были приглашены гости из других государств. Но вечером 2 июля из Днепродзержинска в Киев пришла страшная весть: произошло крушение трамвая, 29 человек погибли, более 100 - в больнице. В город срочно вылетел вице-премьер Василий Дурдинец. Всю ночь лучшие хирурги области оперировали пострадавших, но всех спасти не удалось. Число погибших выросло до 34 человек. На следующий день в Украине был объявлен траур и отменены все торжества.
Очевидцы трагедии вспоминают, что в тот злополучный день, 2 июля, все было как обычно, только народа на остановке в конце рабочего дня собралось больше обычного. Многие отправлялись на дачи, ехали бабушки с баулами, шли на остановку работники райисполкома и налоговой администрации, в основном женщины. Народа в подъехавший трамвай набилось около 150 человек.
Перед крутым спуском по улице Чапаева есть остановка, — вспоминает в одном из интервью Павел Горбонос, мастер спорта Украины по гребле, потерявший в той аварии ногу. — Там вышли пассажиры, и трамвай покатил вниз. До поворота на проспект Аношкина несколько остановок, но первую из них трамвай проехал, даже не притормозив. Народ начал возмущаться, а вагон набирал скорость и… проскочил вторую остановку. Его стало раскачивать, рессоры аж визжали от напряжения. И тут я понял: отказали тормоза, значит, на повороте трамвай неминуемо сойдет с рельсов! В вагоне вдруг наступила тишина — люди перестали кричать и начали садиться на пол. Если бы рельсы вели по прямой, трамвай мог бы остановиться по инерции. Но внизу был очень крутой поворот, под 90 градусов. Паника просто не успела возникнуть. Никто не прыгал из дверей на ходу, как писали некоторые газеты, двери были закрыты. Я видел, как пассажиры пытались разжать среднюю дверь, но она не поддалась. Километра два до поворота трамвай промчался, наверное, за минуту — даже окно разбить никто не успел. Вагон сошел с рельсов, раздался страшный удар, посыпались стекла, меня выбросило наружу через заднее окно. Когда приземлился, первая мысль была: «Я живой?..
По свидетельствам очевидцев, дорога была до самого поворота усеяна окровавленными людьми. Водители проезжавших мимо машин столбенели от увиденного. Некоторые бросались помогать раненым. Спустя несколько минут начали подъезжать машины скорой медицинской помощи. Тяжелораненых сразу же отправляли в больницу, других просили подождать. Врачи непрерывно искали среди обломков трамвая выживших.
Представители созданной правительственной комиссии назвали несколько причин трагедии: нехватку кадров, изношенность трамвайного парка, халатность работников депо. Трамваем на столь сложном маршруте управляла выпускница ускоренный курсов вагоновожатых, которой было всего 20 лет. В роковой день девушка передала диспетчеру информацию о проблемах в аккумуляторной системе, однако трамвай выпустили на линию, поскольку не хватало подвижного состава.
На опасном повороте, где произошла трагедия, ранее построили бетонное заграждение. Предполагалось, что оно необходимо для безопасности расположенной неподалеку школы. Однако именно эта конструкция во многом привела к столь тяжелым последствиям. Если бы трамвай следовал по прямой он бы затормозил на асфальте, либо завалился на бок. Но транспортное средство весом в 25 тонн набрало скорость 70 км/час на спуске и врезалось в бордюр. Вагон оторвался от платформы, полетел через ограждение, перемалывая пассажиров, находившихся внутри. Виновными в трагедии признали городских руководителей.
Фото: городские власти увековечили память погибших, установив монумент на месте катастрофы, в виде двух параллельных рельсов, хаотично изгибающихся вверху.
Читайте также: День в истории Каменского: люди горели заживо - за них пытались отомстить
Все материалы об истории Каменского-Днепродзержинска можно посмотреть в СПЕЦТЕМЕ.
Чтобы получать новости более удобным способом - подписывайтесь на наш канал в Telegram