Недавно власти сообщили украинцам, что отпускают цены на топливо в свободное плавание. Так они надеются преодолеть дефицит топлива. Якобы, за счет повышения цен операторы смогут наполнить рынок.
Поможет ли это и что нужно делать расписал директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Очереди на заправках
Куюн еще раз настаивает на том, что главная причина дефицита - отсутствие достаточного объема поставок. Так вышло, что Украина первая страна в Европе, которая лишилась российских энергоносителей.
Украина законтрактировала себе топливо, но столкнулась с большой проблемой - логистикой. При этом, сейчас нельзя вывезти нужный объем топлива с портов Европы, НПЗ и нефтебаз.
По мнению Куюна, ускорить наполнение рынка можно путем ограничения потребления. Так вышло, что украинцы заполняют не только свои баки, но и любые удобные для этого емкости.
Государственное регулирование цен разделило рынок на две части:
- те, кто придерживается граничных цен;
- те, кто не придерживается граничных цен.
Получилось так, что случился переход топлива из первого сегмента, во второй. Очереди только увеличились.
Эксперт сделал акцент на том, что нет никакого регулирования на оптовом рынке, где образовалась большая спекуляция. Жители Украины уже стали трейдерами, продавая на площадках объявлений талоны на топливо.
После того, как министр экономики Юлия Свириденко побывала в Варшаве, по поводу топлива, ее оценка перспектив изменилась.
Он вспомнил общения правительства улучшить ситуацию то через неделю, потом через две. Это создало лишние ожидания среди населения. При этом нет уверенности и не было в том, что будет достаточный объем поставок.
Улучшение ситуации с топливом
По мнению эксперта, правительству нужно коммуницировать с людьми. Нормально объяснить, что с топливом будет сложно. Объяснить и то, что сейчас рынок выстраивается заново, с 0. А еще в условиях военных действий - это очень и очень сложно.
И последнее, по его словам, что нужно делать, продолжать строить транспортные коридоры. Нужен поиск новых партнеров.