Он умер на Страстную Пятницу 18 апреля 2014 года. Согласно христианскому поверью, люди умирающие в канун или в день Пасхи, имеют особое благоволение у Господа. Будем верить, что это так, ибо судьба не сильно благоволила к Ивану Фёдоровичу, в буквальном смысле слова ломая его, пытаясь отбросить за колею светлых устремлений.
Отец Ивана Власенко – Фёдор Афанасьевич, 1875 года рождения, был вахмистром Первого драгунского Астраханского полка, занимал призовые места в полку как наездник, имея к искусству джигитовки особые данные и талант.
Сам Фёдор Афанасьевич родом из села Комиссаровка Пятихатского района. Выдающийся деятель и гордость Приднепровья в области сельского хозяйства Эраст Константинович Бродский пригласил Власенко работать в своё имение заведующим по животноводству. Здесь у Бродского насчитывалось триста элитных коров, большая конюшня породистых немецких жеребцов. Когда советская власть надвигалась на Екатеринославщину, Фёдор Власенко многое купил у вынужденного эмигрировать Эраста Бродского, что вызвало бешенство большевиков.
Отца репрессировали и сослали на семь лет в Архангельский край, а его шестеро детей стали «членами семьи врага народа». По возвращении из ссылки на свет появился сын Иван, который на тридцать шесть лет оказался моложе своего старшего брата Фёдора, осужденного тройкой НКВД к расстрелу в 1938 году.
Советская власть разрушила всё отцовское, забрала в Сибирь брата-священника Владимира, который так и не вернулся домой, но во время войны Фёдор Афанасьевич Власенко говорил своим сыновьям: «Сталин – Сталиным, а за Отечество надо и живот отдать, если это требуется».
Во время Отечественной войны Ваня Власенко находился на оккупированной территории. В 1943 году отступающие немцы создавали из местного населения «живой щит», рассчитывая, что такое прикрытие защитит их от советских пуль и гранат. В подобную группу попал и шестилетний Ваня.
В суматохе отступления мальчика переехала немецкая полевая кухня, это стряслось в селе Ивашков под Верхнеднепровском, в районе переправы Красной Армии через Днепр. В результате несчастного случая были сломаны четыре позвонка.
Шесть бесконечных лет он пролежал в гипсе, в восемнадцать лет научился второй раз в жизни ходить. Воспитывался и лечился в детском санатории города Евпатории. С отличием окончил среднюю школу, изостудию, занял первое место по рисунку и живописи на художественной выставке детей Крыма. Мораль, духовность и профессиональные качества подростка формировались ленинградским художником Леонидом Дриневичем, имевшим девятнадцать правительственных наград Великой Отечественной войны.
В 1961 году Иван Власенко получил диплом Днепропетровского инженерно-строительного института, окончил аспирантуру по градостроительству. Прошёл путь от рядового архитектора до начальника отдела в Днепродзержинске в филиале ГИАП, затем – Симферопольский филиал Крым-НИИ-градостроительства, где Иван Фёдорович стал одним из инициаторов открытия знаменитой теперь на весь мир Ялтинской «Поляны сказок».
Из Симферополя вернулся в Днепродзержинск, работая архитектором в «Днепродзержинскстройпроекте». Вся профессиональная деятельность И. Ф. Власенко связана с разноплановой архитектурой: промышленная, гражданская, культовая, градостроительская, лесопарковая. Но особое место в сердце архитектора заняли памятники и мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне, а также сакральная (церковная) архитектура. Всего на его счету около тридцати архитектурно-планировочных объектов.
Памятник погибшим красноармейцам на станции Баглей, Баглейское мемориальное кладбище, памятник погибшим химикам, памятник погибшим чекистам и химикам на улице Долматова (архитектор Н. Нечипорук), памятный знак в районе боёв за Днепр в Левобережной части Днепродзержинска, памятник погибшим односельчанам села Шелюги Запорожской области. Вот наиболее значимая часть работ, во главе которых как организатор, зодчий или исполнитель стоял архитектор Власенко.
Из семьи верующих, Иван Фёдорович Власенко отказался «научно» обосновать снос Днепродзержинской Свято-Николаевской церкви по причине «плохого основания», когда такая команда пришла в институт в начале шестидесятых годов. Он автор проектов православной церкви в селе Лукашово Запорожской области, Дома молитвы по улице Байкальской в Днепропетровске, Дома молитвы по улице Камчатской в Днепродзержинске.
Иван Федорович Власенко, член Союза архитекторов СССР, председатель постоянной комиссии по градостроительству и архитектуре Днепродзержинского горсовета начала 90-х годов, отличался совершенно особым строем речи, неуёмной энергией и непоседливостью. Он был поразительным мастером рассказывать удивительные истории, которых у него в запасе имелось неисчислимое множество.
Каждое его предложение – готовое крылатое выражение. «Мелкоблошиный интерес, золотой фонд моего трепета, коммунистический блуд», – и так далее и тому подобное. Иногда слушать Ивана Фёдоровича нужно было между слов, как кое-что читать между строк.
В проект решения февральской сессии горсовета 1991 года, посвящённой вопросам состояния культуры в Днепродзержинске, вошёл пункт о признании здания костёла Святого Николая памятником истории и архитектуры местного значения. Когда дело дошло до прений, слово попросил депутат Власенко. Он зычно говорил в микрофон:– Товарищи депутаты! Я широко болею душой за костёл, это было дальняя астрономическая ошибка с его, понимаешь, закрытием. Костёл – уникальнейшее достояние лучших умов человеческого прогресса. И я взываю к вашему гражданскому мужеству: костёл так или иначе надо ограждать, спасать и признавать памятником. Я вам, как архитектор, скажу от себя и от всей нашей комиссии – нужно принимать и точка.
И решение о признании здания костёла памятником истории и архитектуры было принято.Как градостроитель И. Ф. Власенко имеет соавторское отношение к проектированию и строительству 2-го и 6-го микрорайонов Левобережья, юго-западного жилого района. Он стоял у истоков создания института по проектированию левобережной застройки, был непосредственным разработчиком концепций основных улиц Днепродзержинска: Днепропетровской, проспекта Конституции, проспекта Ленина – от Октябрьской площади до улицы Ленинградской (ныне пр. Аношкина) – в соавторском размещении бюста Л. Брежнева.
Характерной особенностью Ивана Фёдоровича являлось сверх уважительное отношение к соавторам выполненных проектов, а также к тем, без чьего волевого решения он не мог бы осуществить задуманное. В составе авторского коллектива ГИАП архитектор Власенко участвовал в разработке документации по строительству Дворца культуры химиков, здания Баглейского райисполкома, здания городского отдела милиции, выборе площадки и проектировании здания Заводского исполкома.
Иван Фёдорович считал стратегически неверным застройку «спального района» города – Левобережья. Вместо того чтобы по примеру Неаполя и других европейских городов располагать многоэтажные дома вдоль левобережной набережной, квадраты микрорайонов пошли перпендикулярно течению Днепра, добравшись почти до Елизаветовки.
Сам Елизаветинский котлован, а точнее Голубое озеро, появившееся на его месте, с уникально чистой ключевой водой, должно было стать национальным достоянием Украины. Но превращается в заурядный водоём, не имеющий проточного соединения с Днепром, а потому обречённый на стагнацию. Иван Фёдорович разработал проект спасения и природоохранного использования Голубого озера, побывал на приёме у министра экологии Украины, но «дерибан» озера и прилегающей территории уже было не остановить.
Широко болея душой за Украину, Иван Фёдорович был убеждён в губительности для государства продажи земли в частные руки, а особенно иностранному капиталу. По мнению архитектора, такое решение приведёт к вывозу из страны чернозёма, как это практиковали немецко-фашистские захватчики, и ввозу на купленные территории опасных отходов промышленного производства, превращая Украину в гигантскую свалку.
Как настоящий патриот Украины и своего города И. Ф. Власенко активно участвовал в общественно-политическом движении, был членом местной организации «Рух», председателем городской комиссии по учёту и распределению имущества КПСС, заведующим отделом земельных ресурсов Днепродзержинского исполкома. Иван Фёдорович десятки лет работал на город и Баглейский район, мечтал за счёт земельной реформы осуществить свою «Столыпинскую революцию» в Днепродзержинске.
Находясь на посту заведующего земельными ресурсами, Власенко установил, казалось, невозможную вещь: Днепродзержинск не имеет своих чётко определённых границ! Это открывало путь к злоупотреблениям, давало возможность местным «новым украинцам» скупать за бесценок, а точнее, за известную «благодарность» большие участки земли. Иван Фёдорович решительно отказывался ставить свою подпись под такими решениями якобы садовых товариществ. Но после внушительных угроз, перекрестившись, «ушёл в лес» и, имея лесоводческое образование, работал в Днепродзержинском гослесхозе. Откуда и вышел на пенсию, но не на «заслуженный отдых».
Он, что называется, фонтанировал идеями: мечтал написать книгу об архитекторах города, сделать эскизы к новой ограде костёла Святого Николая, создать памятник Металлургам на месте свергнутого В. И. Ленина работы И. Першудчева.
Во время прощания с Иваном Фёдоровичем его родные, друзья, соратники отмечали огромный вклад в жизнь города этого маленького скромного человека с детской улыбкой и такими же глазами. А мне подумалось: да, это чрезвычайно важно помнить его таким, какой он был. Но это память для нас. А что для него? Когда душа его сейчас предстаёт пред Господом, насколько существенным является то, каким он был семьянином, архитектором, художником, общественным деятелем, краеведом?
В очах Господа самым главным является то, был ли он человеком верующим, призывал ли имя Иисуса Христа во спасение своей души? Не все знают, что Иван Фёдорович Власенко был христианином-пятидесятником, он не афишировал свою веру, но она в нём жила. И в этом наша надежда для вечной жизни нашего брата во Христе Ивана Фёдоровича Власенко.
Александр Слоневский член Национального общества краеведов Украины