Одной из распространенных причин наложения штрафов на водителей транспортных средств является трещина на лобовом стекле. За подобное "нарушение" обычно, как за наличие технической неисправности. Обосновывают такие штрафы ч. 1 ст. 121 КУоАП. Повторное нарушение по этой статье наказывается лишением водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Издание "Апостроф" попыталось разобраться, законны ли такие штрафы.
За "управление транспортным средством, имеющим технические неисправности, с которыми эксплуатация запрещается" штрафуют на 340 гривен.
Действительно, согласно п. 6.8.5 ДСТУ 3649:2010 на ветровом стекле не должно быть сколов и трещин. Интересно, что в этом же ДСТУ прописано, что сколы и трещины техническими неисправностями не являются.
В п. 31.3 ПДД четко описаны случаи, в которых эксплуатация транспортного средства запрещается. Вот перечень неисправностей, при которых нельзя пользоваться автомобилем:
- авто было переоборудовано с нарушением правил, касающихся безопасности;
- был нарушен порядок установки звуковых и световых сигнальных устройств;
- номерные знаки не соответствуют установленным стандартам;
- если не пройден обязательный техосмотр.
Как видно, в перечне технических неисправностей нет пункта о сколах и трещинах на стекле автомобиля. Их наличие считается повреждением автомобиля, а не технической неисправностью.
Из этого следует, что наличие трещин не может быть препятствием для эксплуатации транспортного средства и не является основанием для наложения штрафа.