Подорожание топлива в Украине на 1,5-2 грн: почему намерение покрыть дефицит нефтепродуктов во время кризиса заставит автовладельцев платить больше

Шаги, которые хотят предпринять депутаты для стабилизации и улучшения ситуации с топливом в Украине, на самом деле могут иметь негативный эффект. Во-первых, они могут привести к повторению дефицита, а во-вторых, вызвать рост цен на 1,5-2 гривны за литр. Речь идет об идее депутатов о введении обязательных минимальных запасов.

Дмитрий Веремеев, СЕО сети АЗС VST, объяснил изданию The Page, почему введение обязательных минимальных запасов в Украине не актуально.

Что такое МЗНН и почему топливо может вырасти в цене

Комитет ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг в мае 2023 года рассмотрел законопроект № 9024, которым предлагается создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (МЗНН) в Украине.

В документе говорится, что соответствующий запас должен формироваться путем ежегодного перечисления всеми участниками трехпроцентных долей от предложенного ими на рынке топлива.

Благодаря таким изменениям можно частично навести порядок на рынке топлива, ведь исчезнут теневые объемы продаж. В то же время в долгосрочной перспективе эти нововведения приведут к монополизации рынка.

По мнению эксперта, малые трейдеры вынуждены будут покинуть рынок из-за недостатка оборотных средств и неспособности оплачивать хранение горючего. А крупные сети смогут наращивать объемы продаж за счет увеличения количества клиентов.

В прошлом году именно благодаря малым поставщикам удалось наладить бесперебойные поставки топлива. Если эти участники рынка будут вытеснены, риски повторения дефицита возрастут.

Стоит также учитывать, что топливо - это биржевой товар, и стоимость его не статична. Поэтому в случае проседания цен без финансовых потерь для бизнеса невозможно будет продать большие запасы топлива с баз. Поэтому эти риски будут закладываться в цену и будут перенаправлены на кошельки конечного потребителя. По минимальным подсчетам, это плюс 1,5-2 грн на литр топлива.

Еще одним аргументом не в пользу решения депутатов является ракетная опасность. Ведь принуждение бизнеса хранить большие запасы топлива, когда фр запускает ракеты по нефтебазам, представляется проблематичным. Если эти запасы будут потеряны, средства за них никто уже не вернет.

Кроме того, в отличие от дизтоплива и бензина, для автогаза нет условий для хранения в больших объемах.

Все это наводит на мысль, что идея введения обязательных минимальных запасов имеет рациональные корни, но ее реализация целесообразна только после войны. В настоящее время это будет только дополнительным рычагом административного влияния на бизнес.