Почему банки блокируют карты украинцев во время войны: названы 5 главных причин и способы решения проблемы

В Украине нередки случаи, когда банки блокируют карты своим клиентам. Причем не всегда учреждения предупреждают об этом, и порой граждане узнают о блокировке, обращаясь на горячую линию после неудачных проб рассчитаться картой в магазине или воспользоваться услугами банкомата.

Почему банк может заблокировать карту и что делать в таком случае, выяснило издание The Page.

Блокировка из-за обновления персональных данных

Периодически банки обновляют данные, которые предоставлялись клиентами при открытии счета. Для актуализации информации обычно банк звонит или отправляет сообщение. Если клиент не реагирует на соответствующие сообщения или пропускает звонки, карту могут заблокировать. Чтобы уладить ситуацию, нужно просто обратиться в учреждение и сверить персональные данные.

Блокировка из-за потери силы паспорта

Накануне 25-летия или 45-летия клиенты могут получить от банка напоминание о необходимости актуализации персональных данных, что связано с необходимостью вклеивать в паспорт новую фотографию. Если эти запросы игнорировать, это может закончиться блокировкой карты.

"Банки могут ошибочно блокировать карты из-за того, что определенные документы утратили силу, забывая о моменте, что паспорта, в которые не была вклеена фотография после 25 или 45 лет, во время военного положения остаются в силе, как и ID-карты", - пояснил юрист Игорь Ясько.

Блокировка исполнительной службой

С мая 2023 года послабления по блокированию карточек исполнительной службой отменили, и теперь оно происходит в обычном режиме. Ограничение касается счетов должников во всех банках.

Поводом для блокировки являются долги и арест банковских счетов исполнительной службой для дальнейшего списания необходимой суммы. Это касается неуплаченных алиментов, штрафов за нарушение ПДД, задолженности за коммунальные услуги и тому подобное.

Чтобы со счета сняли арест, необходимо:

  • обратиться в банк и узнать о причинах блокировки;
  • узнать контакты исполнителя в приложении "Дія" или "Едином реестре должников";
  • оплатить долг - через "Дію" или по реквизитам, полученным у исполнителя.

Счет будет разблокирован, когда банк получит от исполнительной службы постановление о снятии ареста.

Блокировка для предотвращения мошенничества

Иногда банки блокируют карты в интересах клиента, если возникает подозрение относительно мошеннических действий, незаконного использования карточного счета. В таких случаях карта будет разблокирована, когда представители учреждения убедятся, что ту или иную операцию совершил именно их клиент, а не мошенники.

Подозрительными операциями для банка могут быть:

  • неправильно введенный пароль или пин-код;
  • использование карты в непривычном месте;
  • получение крупной суммы денег и снятие через банкомат;
  • много попыток мелких или крупных покупок в магазинах в течение дня.

"Следует понимать, что блокируют счета не работники банка вручную, а автоматическая система. Фактически срабатывает алгоритм. Банки не разглашают, какие конкретно операции они считают подозрительными", - прокомментировал Игорь Ясько.

Блокировка из-за финмониторинга

Нередко причиной блокировки банковской карты является финмониторинг, причем блокировке обычно предшествует игнорирование клиентом многочисленных запросов банка с просьбой объяснить типологию операций по счетам для подтверждения легальности средств.

"Если у банка возникает подозрение относительно операций, в мобильном приложении можно увидеть сообщение об уточнении данных, персонификации и т.д., и если клиент не предоставит запрашиваемые документы, счета могут заблокировать", - пояснил юрист.

В таких случаях для разблокировки нужно обратиться в службу поддержки и выполнить все требования банка. Если клиент уверен, что банк заблокировал карту по ошибке и нарушил его права и условия договора, можно оформить жалобу в банк или обратиться в суд.