Акцизы на горючее в Украине хотят повысить почти вдвое: какой будет цена на бензин, ДТ, автогаз

Кабинет министров Украины одобрил решение об увеличении акцизов на горючее. Если парламент примет соответствующий законопроект, размеры ставок акцизного налога на горючее будут приведены к минимальным уровням таких ставок, установленных в ЕС.

Как это может сказаться на карманах украинских водителей, пояснил директор ОАО "Консалтинговая группа А-95" для издания ZN.

Почему и как планируют повысить акцизы

Правительственным планом установлено, что в течение пяти лет акцизы должны вырасти на столько:

  • на бензин – с 213 до 359 евро/1000 л (увеличение в 1,7 раза);
  • на дизтопливо – со 139 до 330 евро/1000 л (2,4 раза);
  • на сжиженный газ – с 52 до 70 евро/1000 л, то есть цена за литр увеличится на 0,9 грн.

При сегодняшнем курсе евро такое повышение прибавит к текущим ценам за литр 7,3 (бензин) и 9,6 грн (дизтопливо). Первый этап повышения планируется во вторую половину текущего года.

Сергей Куюн соглашается с тем, что повышать налоги необходимо, ведь Украина нуждается в деньгах на оборону и восстановление. Но при этом это нужно делать "эффективнее и для бюджета, и для людей, которые возьмут на себя дополнительное налоговое бремя".

Стоит отметить, что повышение именно акцизов достаточно надежным источником наполнения бюджета, поскольку государство научилось неплохо его администрировать… Среди рисков повышения акцизов остается увеличение нелегального производства горючего, но его потенциал пока ограничен, - отмечает эксперт.

В Кабмине инициативу объясняют необходимостью имплементировать европейское законодательство. При этом чиновники настаивают, что избрали минимальные ставки, прописанные в соответствующей Европейской директиве. Однако, говорит Сергей Куюн, некоторые позиции украинцам "спускают вроде как неизбежность и аксиомы".

Во-первых, на самом деле нет четких требований к имплементации именно таких акцизов. Евродиректива – это только рекомендация. Например, в Польше и Венгрии, которые являются членами ЕС уже более 10 лет, акцизы на бензин и дизтопливо ниже, чем отмечено в евродирективе. В Бельгии, Испании и Хорватии акциз на сжиженный газ намного ниже "рекомендованного". В Бельгии он вообще равен 0, однако на бензин один из самых высоких в ЕС — 600 евро/1000 л, - сообщил Куюн.

По словам эксперта, каждая страна устанавливает свои ставки, опираясь на собственную экономическую ситуацию, особенности потребления, экологическую повестку и т.д. В Украине же, вероятно, правительство говорит о повышении налогов на горючее и в целом об усилении налоговой дисциплины, что требует не столько ЕС, сколько западных кредиторов в целом.

Им безразлично, как это будет сделано, главное, чтобы страна мобилизовала внутренние резервы. Это же, кстати, касается и борьбы с коррупцией, потому что государственные деньги, в том числе предоставленные Западом, идут в чьи-то карманы, а не на нужды страны, - объясняет эксперт.

По мнению Сергея Куюна, повышение акцизов должно одновременно учитывать возможности населения и потребности бюджета.

В нашем случае прежде всего необходимо стремиться к справедливости в налогообложении, когда не будет пропасти между потребителями различных моторных топлив. Сегодня больше всего акциза почему-то платят покупатели бензина — в четыре раза больше потребителей автогаза и в полтора раза больше, чем потребители дизеля, - отмечает он.

Какими могут быть новые ставки

Для оценки уровня будущих цен на топливо Сергей Куюн берет за отправную точку для расчетов 1,5 млрд. грн. - 177,6, автогаз - 55,6 евро/1000 л.

Основным потребителем ГП является коммерческий и промышленный сектор, поэтому повышение цен на него будет больше давить на потребительские цены. Акцизы на дизель в странах ЕС в среднем на 30% ниже "бензиновых". В своих расчетах "А-95" остановились на ставке 165 евро.

Это горючее с самой большой налоговой нагрузкой, поэтому имеет наименьший потенциал для увеличения. Для движения вперед "А-95" рассматривает вариант поднятия с 213,5 до 225 евро.

Этот вид горючего, как и бензин, потребляется на 90% коммерческим или частным автотранспортом.

Более 15 лет LPG имела налоговую акцизную льготу, которая сыграла свою роль и вывела Украину в мировые лидеры потребления автогаза на транспорте. На этом "социальном" горючем не ездят разве что "гелики". Это привело к превращению нас в импортера этого продукта, дополнительно укрепившееся после 24 февраля 2022-го, - говорит Сергей Куюн.

По словам эксперта, есть все основания полагать, что процент российского горючего в импортных объемах LPG наибольший, в чем в первую очередь можно благодарить польских "партнеров" - крупнейших импортеров российского автогаза в мире. Поэтому стимулировать это и дальше нецелесообразно, "время для налоговых каникул прошло".

Учитывая дополнительные расходы и то, что расход автогаза пропорционально больше, обоснованной выглядит ставка акциза на уровне 65% от акциза на бензин. В предложении "А-95" – это 135 евро/1000 л.

Такая пропорция новых акцизов позволяет получить такой же результат, как минфиновская, но опирается на реальную картину рынка и его возможностей.

Конечно, эти ставки можно подбирать и дальше. Есть голоса, призывающие к более значительному повышению акцизов на газ и дизель. Но в любом случае речь идет о повышении на литре в зависимости от вида горючего от 2 до 5 грн. А какой уже будет детализация, будет зависеть от того, готово ли государство перейти к настоящим непопулярным уже перезревшим шагам, - резюмирует Куюн.