В Украине активными темпами происходит формирование новой ветеранской политики. В частности, недавно на VII Международном ветеранском форуме Президент Украины поставил перед Правительством задачу утвердить Национальную стратегию ветеранской политики и Стратегию формирования системы перехода от военной службы к гражданской жизни. Также состоялось обсуждение законопроекта «Об основных принципах государственной ветеранской политики». Мэр Каменского Андрей Белоусов имеет несколько мыслей по этому поводу.
«Во-первых, стоит отметить, что в громадах уже накоплен значительный опыт по реабилитации и реинтеграции ветеранов. Например, в Каменском еще в сентябре прошлого года при поддержке начальника ОВА Сергея Лысака состоялось открытие первого в области Центра психического здоровья и медицинской реабилитации. Центр оснащен современным оборудованием для физиотерапии, восстановления двигательной активности и компьютерными технологиями со специальным программным обеспечением для восстановления когнитивных функций. Реабилитационные услуги в нем уже получили более 300 военнослужащих. А уже в этом сентябре на День города был открыт многофункциональный Центр социальной поддержки защитников и защитниц и их семей, который во многом уже соответствует концепту создания ветеранских пространств «VETERAN PRO». Итак, надеюсь, что такой опыт будет учтен при разработке стратегических документов по ветеранской политике.
Во-вторых, очевидно то, от чего в первую очередь будет зависеть эффективность стратегических документов, которые будут определять основы новой ветеранской политики. Это четкое распределение зон ответственности и задач не только между центральными органами исполнительной власти, но и по всей властной вертикали. Продолжение политики децентрализации с большой вероятностью приведет к тому, что большая часть нагрузки по реализации новой ветеранской политики придется на местные бюджеты. С одной стороны, это, возможно, логично, ведь реинтеграция ветеранов происходит и будет происходить именно на местном уровне. Но, с другой стороны, тогда не менее логичным было бы, если бы местные власти получили для этого необходимые ресурсы.
В-третьих, хотелось бы, чтобы при разработке новой ветеранской политики были правильно расставлены акценты. Если мы признаем, что ни одного слова о ветеранах нельзя говорить вне их участия, стоит прислушаться к тому, что наши ветераны уже говорят. Здесь и сейчас. А говорят они о том, что льготы - важны, но еще более важны - возможности. В первую очередь для самостоятельного обеспечения достойного уровня благосостояния. Следовательно, вопросы экономической реинтеграции ветеранов должны стоять на первом месте. Определенные вопросы общины могут решать самостоятельно через свои самоуправляющиеся органы. Но значительное количество должно решаться на уровне государства. В частности, это касается государственных программ поддержки предпринимательства, обучения и переквалификации, стимулов для бизнеса по трудоустройству ветеранов.
Наконец, в-четвертых. Должны достичь четкого общественного консенсуса. Реалистичная политика «имеющихся возможностей» должна превалировать над желанием пообещать «все, всем и сразу». У нас вполне прогнозируемая ситуация, когда ветеранская политика будет тем или иным образом затрагивать несколько миллионов населения Украины. Поэтому надо быть очень осторожными с инициативами и проектами, которые требуют на свою реализацию сотни миллиардов гривен из бюджета. Все гарантии для ветеранов мы должны твердо выполнять. Это наш моральный долг перед нашими защитниками и защитницами. И именно поэтому перечень этих гарантий должен быть предварительно согласован с ветеранским сообществом, а затем получить не просто статус обычного закона, а - закона непреодолимой силы.
В целом при формировании новой ветеранской политики должны исходить из простого и понятного правила: как мы сегодня будем уважать наших ветеранов, так мы и будем собирать в случае необходимости украинское войско завтра», - написал мэр.