В Украине приняли закон, изменяющий подход к модерации комментариев на онлайн-платформах. Депутаты Верховной Рады во втором чтении поддержали законопроект №11321. Основная идея – освободить медиа от ответственности за неприемлемые комментарии, если они оперативно реагируют на жалобы. Документ ещё должен подписать президент.
Что нового
Теперь, если кто-то оставит подозрительный или оскорбительный комментарий, у медиа есть три рабочих дня, чтобы его удалить после получения официального предписания. Если успеют, претензий к ним не будет.
Идею продвинул Ярослав Юрчишин, возглавляющий парламентский Комитет по свободе слова. Кстати, само название Комитета здесь немного иронично звучит, но суть не в этом. Он говорит, что такие изменения давно назрели, ведь баланс между свободой слова и защитой репутации сейчас нарушен. Ну, может быть, и правда.
А теперь детали
По новым правилам, медиа не будут нести ответственность за комментарии, если:
- обвиняют чиновников в коррупции или еще в чем-то неприятном;
- нарушают права или законные интересы других людей;
- суд признал недостоверными.
То есть пока комментарий не удален — медиа рискуют. Но как только они реагируют на предписание, претензий к ним больше нет.
Как понимать термин "недостоверная информация"
По разъяснению Большой Палаты Верховного Суда, это любая негативная информация, которую автор не может подтвердить доказательствами. К примеру, если кто-то напишет, что чиновник нарушил закон, а доказательств нет — это считается недостоверным.
Что изменится для журналистов
Журналисты, работающие по договорам, тоже подпадают под эти правила. Но для них предусмотрены исключения. Они не несут ответственности, если:
- Воспроизвели информацию из других официальных источников.
- Получили ее по официальным запросам.
- Использовали данные от государственных органов.
Кстати, о Минобороны
Недавно бывших руководителей одного из департаментов Минобороны обвинили в растрате госсредств. А еще – в препятствовании деятельности Вооруженных Сил. И это лишь один из примеров того, как важно правильно обращаться с информацией.