Пропаганда через сериалы и музыку: как кремль манипулирует молодежью

россия пытается затянуть украинских подростков в свою культурную ловушку — и делает это вполне осознанно. Их пропаганда работает тонко, через сериалы, тренды в соцсетях, музыку. Поэтому Украине нужно создавать больше собственного качественного контента, чтобы наша молодежь не росла под влиянием враждебной культуры. Об этом говорит руководитель Центра противодействия дезинформации при СНБО Андрей Коваленко.

Он объяснил, как россияне модернизируют пропаганду. К примеру, они выпускают сериалы, которые сначала сами же и критикуют в своей стране, чтобы создать иллюзию независимого мнения.

Один из таких примеров – сериал "Ландыши". Он набирает миллионы просмотров, TikTok забит отрывками, даже наши военные иногда поют песню из этого сериала. Но большинство не задумывается: если тебе понравилась мелодия, ты стал ее распространять — ты несешь с собой и русскую культуру. А главная целевая аудитория этого сериала – подростки от 14 до 18 лет, – объясняет Коваленко.

Еще один пример – песня "Sigma Boy". Возможно, для кого-то это кажется мелочью, но многие учителя уже бьют тревогу. Дети до 14 лет буквально усваивают эти песни, не задумываясь, что это влияние русской культуры.

Как работает эта информационная атака

По словам Коваленко, россияне мыслят стратегически. Они вкладываются в длительные информационные операции, ориентируясь на подростков, которые через 5-10 лет станут лидерами мнений или даже политиками.

Представьте, сегодняшним 12-14-летним придется решать будущее Украины. Именно они будут принимать решение – дружить с россией или нет. И кремль уже сейчас пытается посеять в их головах правильные для себя установки, – говорит он.

Есть ли выход

Главная проблема — в Украине еще недостаточно собственного контента, который мог бы стать альтернативой. Хотя есть положительные сдвиги.

Наши подростки смотрят стримеров, играют в Minecraft, Roblox. И классно, что появляются каналы, где через эти игры рассказывают историю Украины. Например, во время игры в Roblox блоггер может параллельно объяснять, что происходило в Киеве во время освободительной борьбы, — рассказывает Коваленко.

Он также отметил выход игры S.T.A.L.K.E.R. 2, ставшей прорывом. Украинские стримеры активно транслируют ее, одновременно рассказывая зрителям об украинских новостях.

Кроме того, в TikTok появляются новые блоггеры, которые короткими видео рассказывают, например, о Лесе Украинке или малоизвестных фактах по истории Украины.

Кто формирует мнения подростков

По словам руководителя ЦПИ, в подростковом возрасте на человека больше влияет не семья, а среда: блоггеры, стримеры, певцы, культурные деятели.

Наша задача сделать так, чтобы именно украинские лидеры мнений оказали влияние на молодежь. Ибо если они будут транслировать правильные ценности, значит, в будущем все будет хорошо. И, кстати, пример S.T.A.L.K.E.R. 2 отлично показывает, как украинский продукт может вызвать интерес даже у россиян, — заключает Коваленко.