Дети – это настоящие исследователи. Они постоянно что-нибудь пробуют, экспериментируют, учатся. И вот в этом хаосе маленьких открытий вдруг можно заметить что-то особенное: малыш часами возится с красками или раз разбирает машинку, пытаясь понять, как она работает. Вот это и есть первые сигналы о его интересах!
Если малыши тянутся к музыкальным инструментам, стоит дать ему попробовать разные виды — возможно, гитара или синтезатор станет ее любимой игрой. Если ребенок интересуется техникой, предложите ему простые конструкторы или пазлы. Главное — не навязывать, а поддерживать естественную тягу.
Но как понять, к чему лежит душа ребенка? Здесь нет универсального рецепта, но есть несколько подсказок.
Смотрите внимательно
Дети – они же, как губки, впитывают все вокруг. Но при этом каждый имеет свои "любимые занятия". Один может часами рыться в конструкторах, другой – бесконечно танцевать под музыку, еще кто-то – с утра до вечера рассказывать истории о вымышленных персонажах. Если что-то такое повторяется – это знак.
А еще обращайте внимание, что доставляет ребенку настоящее удовольствие. Ибо одно дело – когда он делает что-то, потому что "надо" (например, в садике все лепят из пластилина, вот и он лепит), а другое – когда ему это действительно интересно. Вы это увидите: глаза горят, обо всем вокруг забыл, настолько увлекся.
Дайте возможность пробовать все подряд
Не следует ожидать, что ребенок сразу найдет свое призвание и будет заниматься только этим. Малыш устроен иначе – сегодня он хочет быть художником, завтра – футболистом, послезавтра – ученым, а еще через неделю мечтает о сцене. И это нормально!
Важно не ограничивать, не говорить: "Ой, тебе это не подходит", "Ты еще мал для этого" или (хуже всего) "Да из тебя все равно ничего не получится". Дети сами почувствуют, что им интересно, если им дадут пробовать свободу.
Ну и еще один момент – не нужно воспринимать все слишком серьезно. Если ребенок сегодня захотел рисовать, это не значит, что нужно бежать записывать его в художественную школу и строить большие планы. Сначала достаточно просто дать ему краски, карандаши, цветную бумагу и посмотреть, что из этого выйдет.
Дом – лучшее место для развития
Можно водить ребенка на все кружки мира, но если дома нет поддержки, все это бессмысленно. Ведь именно дома малыш чувствует себя безопаснее и больше раскрывается.
Если ребенок постоянно что-нибудь придумывает, почему бы не записать его истории на диктофон? Если он любит музыку – почему бы не включать разные жанры, чтобы он слушал? Или, если он любит складывать LEGO, может, стоит вместе с ним строить что-то большее – не по инструкции, а как подскажет фантазия?
Главное – не заставлять, а создавать атмосферу, в которой хочется творить.
Главное – не потерять этот огонек
Есть одна очень важная вещь: даже самого талантливого ребенка можно "взломать", если неаккуратно обращаться с его стремлениями. Например, если ребенок принесет вам рисунок, а вы скажете: "Что это за каракули?", или если он что-нибудь придумает, а вы в ответ - "Да что за глупости?".
Критика (особенно грубая) может навсегда отобрать желание что-нибудь пробовать. А еще опасная гиперопека: когда ребенок чем-то заинтересовался, а родители сразу бросаются его "вести" - мол, "Раз ты любишь петь, будем заниматься вокалом профессионально!". Спокойно, дайте ему время.
Маленькие гении – это просто дети, которым дали шанс
Очень часто талантливые дети – это не какие-нибудь уникальные вундеркинды, а просто те, кого вовремя поддержали и дали возможность расти.
Если вы видите у малыша какую-нибудь искру – подбросьте ему хворост в этот костер. Но делайте это с любовью, без давления, без лишних ожиданий. Дайте ему шанс раскрыться в своем темпе, и, может быть, через несколько лет вы будете смотреть на него и думать: "Вот он, мой маленький гений".
Но даже если он просто найдет дело, которое приносит ему радость, разве это не главное.