Разбитые дороги и отток инвесторов: эксперт рассказала, как рост тарифов на грузы УЗ повлияет на Украину
Из-за новых тарифов "Укрзалізниці" украинские дороги могут превратиться в сплошные руины. Так вот, крупные компании, которые раньше пользовались железнодорожными перевозками, теперь все чаще переходят на грузовики. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины Ксении Оринчак, ситуация уже набирает обороты.
Вот, например, Киевская область полностью переориентировалась на автотранспорт. А Кировоградская, которая поставляет важное сырье - титаносодержащие руды, - тоже теперь возит все грузовиками. Что из этого получается? Дороги просто не выдерживают такой нагрузки. Нет ни объездных путей, ни грузовиков, чтобы контролировать, не перегружены ли машины. Как следствие - разбитые дороги, которые надо будет ремонтировать за средства государственного бюджета. Замкнутый круг, - объясняет Оринчак.
"Укрзалізниця" повышает тарифы
Бизнес до сих пор не получил от "Укрзалізниці" ни одного логического объяснения относительно повышения тарифов. Представьте себе: компания совсем недавно получила огромные средства от Европейского банка реконструкции и развития. По словам эксперта, речь идет о более чем полмиллиарда евро: 480 миллионов на один проект и еще 180 миллионов на другой.
И что? Вместо того, чтобы работать эффективнее, они просто ставят бизнес перед фактом: "Мы повышаем тарифы". А кто за это платит? Мы с вами - конечные потребители, - говорит Оринчак.
Она также отмечает, что такие действия государственного монополиста отпугивают инвесторов. Ну потому что как можно планировать бизнес, если диалога просто нет.
Выглядит, как будто мы идем к экономическому коллапсу. Тарифы повышаются на все: на воду, на электричество, на газ... И теперь еще и на грузовые перевозки. В таких условиях ни один инвестор сюда не зайдет. В Европе бизнес поддерживают дотациями, налоговыми льготами, страхованием. А у нас? Делают все, чтобы инвесторы обходили Украину стороной, - отмечает эксперт.
Что дальше
Тем временем сама "Укрзалізниця" отчитывается о своих финансовых успехах. За три квартала 2024 года компания получила чистую прибыль в 1,7 миллиарда гривен, а ее выручка выросла до 78 миллиардов. Но при этом операционные расходы также взлетели, и чтобы компенсировать это, они решили поднять тарифы на 37%.
Чем это грозит? Бизнес предупреждает: последствия могут быть катастрофическими. Например, Дунайское пароходство заявило, что остановит свой флот, если тарифы таки повысят. А "АрселорМиттал Кривой Рог", где работает 20 тысяч человек, говорит о риске закрытия завода.
Ну что, похоже, нас ждет нелегкий путь. И он будет не только в переносном смысле, но и буквально - по разбитым дорогам Украины.