
Психологические микротравмы: за что не стоит критиковать ребенка

Мы все иногда не выдерживаем — нервы, усталость, заботы. И так хочется, чтобы все шло по плану, а дети слушались без лишних слов. Но есть моменты, когда наши замечания – даже сказанные без злого умысла – могут оставить в душе ребенка осадок. Как будто что-то теряется: легкость, открытость, доверие. И вместо того, чтобы сформировать характер, мы рискуем приглушить что-то очень важное — внутреннюю опору, которая еще только растет.
Это не преувеличение. Некоторые реплики, жесты или критика могут медленно, но уверенно ломать в ребенке что-то очень важное. Личность.
Не рубите инициативу на корне: когда ребенок хочет помочь
Бывает же такое: ребенок с благим намерением лезет к кухне — и вот уже мука повсюду, тарелки не моются, а разбиваются. Рука так и тянется схватить тряпку и крикнуть что-то в духе "ты все испортил!". Но стоп.
Важно не результат, а намерение. Если ребенок хочет приобщиться, проявляет инициативу – это здорово. Это значит, что ему интересно, он не боится попробовать. Да, иногда придется перемыть пол – но что важнее: чистота или доверие?
Ошибся - и что дальше
Ошибка – это не катастрофа. Это часть учения. Если каждая неудача сопровождается бранью или криком, ребенок начнет бояться действовать вообще. Зачем что-нибудь делать, если потом будет скандал?
Вместо: "Ну сколько можно!" — лучше: "Да, не получилось в этот раз. Но это нормально. В следующий раз будет лучше". Он должна знать: вы рядом не только в победах, а и поражениях.
Эмоции – не преступление
Слезы, обида, гнев – это не манипуляция, не истерика "назло". Это способ сказать, что что-то болит, не понятно или страшно. Мы сами иногда не можем справиться со своими чувствами. Как ребенок должен это сделать без поддержки?
Не стоит кричать "не реви!" или "ты что, псих?!". Лучше спросить: "Ты расстроился? Что случилось?" - и просто побыть рядом. Для него это будет как якорь в шторме.
Вопросы, вопросы, и еще раз… вопросы
Да, иногда детские "почему" сыпятся, как из пулемета. Почему небо синее, почему кошка не летает, почему светофор мигает… Может казаться, что это бесконечно. Но правда в другом – это его способ познавать мир. Формировать свое представление о нем.
Если постоянно отмахиваться - "отстань", "не до тебя" - ребенок перестанет спрашивать. И, что хуже, перестанет доверять вам как источнику знаний. Уж лучше иногда сказать честно: "Не знаю, давай поищем вместе".
Чрезмерная активность – это не плохое поведение
Бегать, прыгать, шуметь, лазить, лезть, разбирать, собирать – это все естественная потребность для ребенка. Это не "гипер", не "неусидчивый", не "непослушный". Это нормальный малыш, познающий мир.
Если мы все время только сдерживаем и ограничиваем - "сядь тихо", "не бегай", "не лезь", - мы не воспитываем послушание. Мы приглушаем энергию, любопытство и вкус к жизни. Впоследствии такой ребенок может просто… погаснуть.
Ребенок – как молодая яблонька. Если ее постоянно крыть — она не принесет плода, или она будет горькой. Наши слова – это дождь или град, нежные листья или резкий ветер. Следует хорошо подумать, прежде чем что-то сказать. Потому что даже после прощения, след в сердце остается.