
Обряд или вымысел: имеет ли смысл избегать вилок во время поминок

В поминальной традиции украинцев есть немало обычаев, которые передаются из поколения в поколение без письменных источников, объяснений или официальных церковных комментариев. Иногда они имеют глубокую символическую подоплеку, а иногда - превращаются в бытовые запреты, которые никто толком не может объяснить.
Одно из таких "молчаливых табу" - использование вилок во время поминального обеда. Многие до сих пор считают: вилка - это не просто столовый прибор, а нечто неуместное на таком столе. Но почему именно? Действительно ли это имеет какое-то духовное или религиозное основание? Или мы имеем дело с типичным бытовым предрассудком, который пустил корни без реальных причин?
На эти вопросы пытается ответить не кто-то с улицы, а священник Украинской Православной Церкви - отец Владимир. Его позиция вполне конкретна, а аргументы - достойны внимания.
"Нельзя вилками" - а почему, собственно
Отец Владимир признается: сам не раз слышал эти слова - особенно от пожилых людей. Мол, за столом на поминках должна быть только ложка, а вилка - ни в коем случае.
Мне тоже говорили: нельзя вилками. Я спрашиваю: почему? Объясните. И тишина, - говорит священник.
Это очень похоже на типичную украинскую ситуацию, когда кто-то из почтенного возраста что-то запрещает, не имея на то четкого объяснения. Просто "потому что так надо". А уже другие - младшие - боятся что-то сделать не так, чтобы "не сглазить".
Почему же тогда ложка - окей
Здесь, как ни странно, логика есть. И она не духовная, а банально практическая. Ложкой, по сути, можно съесть все, что подают на поминках - и борщ, и кашу, и даже отбивную (если сильно захотеть).
Это действительно универсальный прибор. Можно сказать - золотой стандарт. Особенно если учесть, что в сельской местности или в ситуациях, где людей много, ложка - это еще и удобство для организаторов. Не надо заморачиваться: один прибор на все.
Но это вовсе не означает, что вилка не имеет права на существование. Просто она оказалась не такой практичной в условиях традиционных обедов. И именно это, вероятно, со временем переросло в утверждение: "вилка - это что-то не то".
А может, дело в форме
Есть еще одна версия, которую выдвигают сторонники суеверий: мол, вилка с ее зубцами - это что-то "агрессивное", колючее, непригодное для светлого воспоминания. Возможно, даже символически связано с чем-то негативным, типа оружия или чего-то "нечистого".
Но здесь уже больше домыслов, чем фактов. Потому что, согласитесь, тогда можно дойти до абсурда: "ни ножа", "ни салфеток красного цвета", "ни пустых тарелок на столе"... И в конце концов - "ни дышать, потому что баба сказала", как иронизирует отец Владимир.
Откуда ноги растут
Во многих наших традициях - не только поминальных - есть такой момент: обрядовость часто разрастается за счет предположений и непроверенных "так говорили". То, что могло начаться с бытового удобства или локальной привычки, превращается в якобы "закон".
В советский период, кстати, когда религиозная практика была ограничена, многие духовные знания передавались на уровне быта - через бабушек, соседей, односельчан. Там же и примешивались собственные интерпретации. Как результат - имеем смесь христианства, язычества, практики выживания и немного "лишь бы ничего не случилось".
Церковь: традиции да, но без фанатизма
Священник не против, когда люди придерживаются определенных обычаев - если это делается с пониманием и уважением. Но когда привычка превращается в страх - это уже проблема.
Когда вы что-то утверждаете - объясните. Аргументируйте. Иначе люди начинают мучиться: не нарушил ли я что-то, не сделал ли вреда душе умершего, - говорит отец Владимир.
И в этом есть глубокий смысл. Потому что разве суть поминок - не в воспоминаниях, молитвах, единении семьи? А не в том, каким именно прибором есть винегрет?
Кстати, о блюдах
Еще один интересный момент - не так о вилках, как вообще о поминальных обедах. Многие блюда, которые мы сейчас подаем - не имеют никакого "священного" происхождения. Те же блины, пирожки, узвар - это скорее культурная, чем религиозная традиция.
Иногда на столах появляются блюда, которые человек никогда бы не ел при жизни. Но они есть - потому что "так принято". Хотя, как говорят мудрые люди: "Поминают не блюдами, а памятью".
Стоит честно признать: ни одна вилка или ложка сама по себе не имеет сакрального значения. Главное - что у нас на уме, в сердце и как мы чтим память тех, кого уже нет. Если традиция помогает вам почувствовать связь с предками - это хорошо. Но если она заставляет бояться сделать лишнее движение - возможно, время посмотреть на нее критически. Потому что вера - это не о приборах. Это о смыслах.