Отец Феодосий (Алисов) из Каменского: «Храм – это не собственность священника»
5 января Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос обавтокефалии единой Православной церкви Украины. А уже на следующий день во время литургии в патриаршем храме Святого Георгия Варфоломей передал Митрополиту Объединенной Украинской православной Церкви Епифанию посох и Томос, который провозглашает автокефалию. О новой украинской церкви, Томосе и том, что теперь измениться для православных каменчан «Город» поговорил с Иеромонахом Феодосием (Алисовым), настоятелем Козацкой церкви Святой Покровы ПЦУ.
Что изменилось
- Что каменчанам нужно знать о Томосе?
- Это официальный документ, выдающийся Вселенским патриархом, признание мировым православием украинской церкви, как равной и отдельной единицы. То есть сейчас Православная Церковь Украины после Чешской ПЦ в диптихе – собрании всех церквей - занимает 15 место. Это целостно сформированная и объединенная структура. Как сказал наш днепровский Владыка Симеон, Томос как и крещение, бывает один раз в жизни.
- Скептики утверждают, что с Томосом мы стали независимы от Москвы, но зависимы от Константинополя.
- Если мы - равная единица, то, как можем быть зависимы? Да, есть те, кто пытаются спекулировать на теме того, что миро (специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания, - прим. ред.) будем брать в Константинополе.Так вот в греческой традиции все должны брать миро у Матери-церкви и часть поместных церквей до сих пор берут миро у Константинополя. Российская православная церковь миро варит самостоятельно. Но нет ни одной другой церкви, которая бы брала миро в РПЦ. Варение мира – это очень сложный и длительный процесс и в этом деле все зависит от возможностей. В Российской империи были возможности построить мироварню, собирать компоненты, у них были финансовые возможности и лишь поэтому в РПЦ изначально варили миро самостоятельно. Поэтому спекулировать на этой теме бесполезно. Да, мы будем брать миро в Константинополе, но этим мы всего лишь еще раз покажем свое единение с другими православными церквями мира.
По сути, Православная Церковь Украины как отдельная единица, возглавляемая признанным митрополитом, существует не более месяца. Как вы думаете, может все вопросы решить структура, которая только возникла? Нет. Для этого должен быть грамотный старший помощник. И уж пусть лучше это будут греки, которые действительно разбираются в церковных канонах. Однако и это до поры, пока идет процесс становления церкви.
Давайте вспомним, как Владимир крестил Русь. Ведь он людей не сам крестил, а по его велению это делали византийские священники. И если бы мы были зависимы, тогда бы назывались Константинопольским экзархатом, а так мы отдельная независимая православная церковь.
- Что изменилось в Каменском с созданием единой Украинской Православной церкви? Присоединились ли в УПЦ какие-либо приходы?
- На данный момент стоит понимать, что Православная церковь официально и документально существует три недели. Процесс перехода в ПЦУ священства и приходов – не сиюминутное дело. Прихожане и духовенство должны убедиться, что система функционирует и она верная. Сейчасесть некоторые священники, которые будут переходить в ПЦУ, они заинтересованы в воссоединении, в развитии поместной украинской церкви. На данный момент мы готовы идти на диалог, и я думаю, что нам это все удастся. Всему свое время, торопить никто никого не будет.
- Как происходит процесс перехода?
- Очень просто. Например, один известный приход в селе Рубановское, где печатают духовно-просветительскую литературу, давно был настроен на объединение. У них прошли сборы громады, на которых люди вместе с духовенством решили перейти в клир Православной церкви Украины Днепровской епархии. Проблем у них с этим никаких не возникло.
А вообще переходить или нет – это не дело одного священника, но и всей громады. Он может самостоятельно перейти, но если этот священник настоятель храма, то его никто не будет спрашивать, хочет он вместе с храмом переходить или нет. Храм – собственность не священника, а прихода. Если 2/3 прихода хотят перейти в ПЦУ, то для этого не нужно разрешение настоятеля. Достаточно собрания прихожан, которые принимают решение, ставят в известность настоятеля и он уже решает переходить вместе с приходом или нет. Если не соглашается, то люди просят назначить иного настоятеля.
О «захвате» храмов
- Что касается украинских святынь и храмов, которые относятся к архитектурным памятникам. Что с ними будет?
- В нашу собственность ничего возвращаться не будет, ведь мы же не собственники, мы - христиане. Нагими пришли, нагими и уйдем. Тут есть понятие исторической и духовной справедливости. Господь поругаем не бывает. Поэтому, так или иначе, рано или поздно, каждый получит свое. Первые становятся последними, а последние – первыми. Сейчас мы живем в переломный момент, когда начинается восстанавливаться справедливость. И она будет продолжать восстанавливаться при условии, что мы будем сохранять мир.
- По поводу мира, многие сейчас говорят о возможном захвате храмов.
- Так говорят люди, желающие разжечь конфликт, или люди неграмотные. И, несмотря на их чины и саны, это люди далекие от церкви. Ведь, по сути, что плохого произошло? Мы не будем смотреть с точки зрения внешней и внутренней политики, а посмотрим на произошедшее с духовной стороны. Происходит следующее: церковь в основе своей объединяется, молитвенников становится больше. Людей, которые благодаря этому объединению начинают ходить в храм, становится больше. То есть теперь никого не смущают ни «московские священники», ни «раскольники». Теперь наша церковь стала одной – канонически признанной.
Блаженнейший предстоятель митрополит Епифаний в каждой своей проповеди говорит о том, что мы будем идти к людям только с любовью и миром. Неужели вы думаете, что люди, которые шли к объединению для улучшения духовной жизни в Украине, сейчас пойдут воевать? Мы боремся за объединение и любовь и будем кого-либо выгонять или забирать храмы? Это не красный террор и замена религии, как это было при коммунизме. Это не передел бизнеса и рыночных лотков в 90-е, это не борьба за власть 2000-тысячных, это - совсем другое. А политическим взглядом лучше смотреть на политику. Еще до получения Томоса говорили, что мы якобы будем захватывать церкви. Где кто и что захватил на данный момент? В УПЦ уже перешли порядка полусотни приходов по всей Украине без каких-либо силовых захватов. Если раньше пресс-служба РПЦ заявляла о том, что «раскольники будут захватывать», то сегодня они молчат. Кто кого захватил или ущемил? Повторюсь, это не 90-е и не передел рынка, это церковь и здесь вопросы решаются по-другому.
- Что будет с приходами, которые не присоединятся к поместной православной церкви? Их переименуют в экзархат Русской православной церкви?
- Все должно называться правильно. Если вы не православная церковь Украины, то почему будете называться так? Если вы выполняете распоряжения московского патриарха, то, будьте любезны, и называйтесь правильно. Есть же люди, которые ходят именно в Русскую православную церковь и им там нравится. Не вопрос. Но вы живете в государстве, где есть определенные законы, так давайте их будем выполнять, а не каждый раз выбегать, становиться на колени перед Верховной Радой и говорить, что мы не хотим переименовываться. А завтра вы возьмете автоматы, будете стрелять и скажете, что вам так хочется. Закон написан один для всех, давайте его выполнять. Почему россияне не хотят, чтобы в Украине была российская православная церковь, а украинцы хотят. Парадокс. Тем более, что процедуру переименования упростили. Ведь, например, есть в Днепре Армянская православная церковь, священник построил храм, служит и гордится тем, что он армянин и у него армянская церковь. Непонятно, почему тогда россияне так этого боятся. Признайте, кто вы есть на самом деле, вы священники или кто? Завтра будет идти по улице ненавистник христиан и спросит: ты православный? И вы под угрозой смерти скажете - нет? Чем больше вы будете открыты, тем больше людей к вам пойдут.
Сила и духовность – в объединении
- Как относитесь к инициативе объединения Украинской Православной и Греко-католической церквей, о котором сейчас много говорят?
- Чем плохо, если мы будем идти в одном направлении? Поверьте, если сейчас объединятся все церкви, Украина станет настолько верным христианским государством, это будет такая сила и мощь, что нам не нужна будет ни Европа, ни Россия. А из-за разветвлений и разделений, мы, конечно, только проигрываем. Если сейчас объединить все приходы, то с нами по силе духа не сравнится никто. Ведь у нас даже неверующие приходят на Пасху в церковь. К нам в храм святить пасху приходят и мусульмане, и иудеи, и атеисты, которые поздравляют меня с христианским праздником. Что в этом плохого? Христианство – это, в первую очередь, моральность. Мы в себе будем воспитывать культуру духовности. А это и уважение чужого труда, и уважение человека в человеке, и любовь к ближнему.
- Архиепископ памфлийский Даниил, побывав в Украине, был поражен количеством храмов и слишком богатым убранством. В одном из своих интервью он выразил надежду, что новая украинская православная церковь больше внимания уделит духовному развитию, а не «золочению храмов».
- В одном из интервью наш митрополит сказал, что мы должны избавиться от совковой церкви. Храм для чего нужен? Для спасения души, а ты заходишь в него и невольно поражаешься роскоши – икон, убранства, одежды и украшений священника - ощущение, что зашел в янтарную комнату, а не в храм. А человека ничто не должно отвлекать от молитвы. А у нас привыкли строить богатые храмы и сидеть в них ждать, пока люди сами придут. Часто слышим жалобы священников на то, что люди идут в церковь только с проблемами. Правильно, у людей проблемы, а если бы вы ходили к ним, помогали, общались, то и проблем было бы меньше. Поэтому все золочение нужно убирать. Золотым колонам место в музеях, галереях, но не в церкви. Все лучшее Богу? Так принесите ему лучшее – духовность.
Читайте также: Три вопроса об украинской автокефалии священникам из Каменского