Названы причины блокировки банковских счетов, о которых известно не всем: полный перечень "подозрительных" операций
В Украине банки массово блокируют счета клиентов, а также расторгают с ними договоры. При этом учреждения ссылаются на условия договоров и закон о финансовом мониторинге.
Изучив условия договор трех крупнейших украинских банков, OBOZ определил, из-за чего может происходить блокировка счетов.
Причины блокировки счетов
Обычно в договоре, который банк заключает с клиентом, указано, что учреждение имеет право по собственной инициативе и после письменного предупреждения закрыть счет в следующих случаях:
- если в течение 12 месяцев не осуществлялось никаких операций (и нет остатка средств на счете);
- в случае смерти клиента;
- если клиент нарушил свои обязательства, определенные договором, или обманул банк (например, не обновил или предоставил недостоверные данные);
- если сотрудничество может привести к финансовым убыткам, ухудшению имиджа банка;
- если клиент использует счет не для собственных нужд;
- если деятельность клиента противоречит законодательству;
- при наличии оснований, предусмотренных законодательством по вопросам финансового мониторинга;
- если у банка есть подозрения или выявлены признаки незаконных операций с платежным инструментом.
Финансовым мониторингом предусмотрена отдельная группа причин, по которым возможна блокировка. Так, существуют пороговая сумма, которая требует предоставления документов для подтверждения происхождения средств, - 400 гривен.
В случае операций с меньшими суммами банки используют риск-ориентированный подход. Рисковыми считают:
- все нетипичные операции;
- операции с наличными;
- операции с криптовалютой;
- получение выигрышей от казино;
- переводы от PEPов (публичных лиц, чиновников, представителей власти) и т.д.
В статье 25 закона, регулирующего финансовый мониторинг, определены следующие причины для расторжения договора по инициативе банка:
- если невозможно провести идентификацию и/или верификацию клиента;
- если клиент не предоставляет необходимых для осуществления надлежащей проверки документов или сведений;
- если клиент предоставил недостоверную информацию или подал информацию с целью введения в заблуждение;
- если невозможно идентифицировать лицо, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция.
Кроме того, по словам адвоката Ростислава Кравца, банк может расторгнуть договор, если клиента внесли в санкционные списки, или он связан с лицами из санкционных списков. Но в любом случае банк не может закрыть счет без всяких оснований, а у клиента есть право обратиться в суд.