
Профессия по призванию или по расчету: кто и как должен выбирать

Когда доходит до темы будущей профессии, родители часто либо бросаются в крайности, либо вообще ничего не делают. Мол, сам решит. А оно ведь не так просто. Человек после школы еще только начинает осознавать, кто он и чего хочет. Иногда кажется, что мир ждет именно его с дипломом айтишника, а потом - бах! - и депрессия на первом курсе. А все почему? Потому что профессия чужая, не "его".
Не спасайте от ошибок - дайте сделать их
Кажется, самое трудное - удержаться от фразы "я лучше знаю". Но правда такова: выбранный вами путь - не всегда лучший для ребенка. Да, он может сначала согласиться, из вежливости или страха спорить. Но потом - жалеет. Годы обучения, потраченные нервы - а внутри пустота. И вроде ничего и не потерялось, но вот того внутреннего "я на своем месте" - нет.
Намекать, но не толкать
Вот пример. Если подросток увлекается книгами и мечтает о писательской славе - замечательно. Но стоит не только поддержать, но и предложить что-то практическое. Например, курс по сценаристике или кружок журналистики. Любит спорт? Запишитесь вместе в секцию. Увидит кухню изнутри - или влюбится, или поймет: не его.
Думать не только сердцем, но и головой
Романтика - это хорошо, но реальность тоже есть. Перед тем как советовать что-то, погуглите. Актуальность профессии - это не пустой звук. В центре занятости обычно знают, кто сейчас на вес золота. А кто только "для престижа"! Потому что знаете, бывает и так: учиться восемь лет на юриста, а потом - работать баристой. Не из-за лени, а из-за перенасыщения рынка.
Показать, а не просто рассказать
Иногда ребенку трудно представить, что это - быть архитектором или ветеринаром. У вас есть знакомые из нужной сферы? Договоритесь о встрече. А еще лучше - сходите вместе на место работы. Реальные люди, реальные задачи. Возможно, станет ясно: о, это то, что мне нужно. Или наоборот - нет, точно не мое. И это тоже результат.
География - не приговор
В маленьком городе - ограниченный выбор. Это факт. Но сейчас мир открыт: обучение в другом городе или даже стране - не такая уж и фантастика. Есть заочные, дистанционные форматы. Да, это вызов. Но иногда - единственный шанс найти что-то свое, не потеряться среди "местных вариантов".
Тесты - не пророки
О тестировании на "идеальную профессию" ходит много шуток. И не просто так. В интернете полно тестов, которые "определяют" будущее за 10 вопросов. Смешно, честно говоря. Когда нет никакой идеи - лучше поговорить с психологом или профориентатором. Но точно не надеяться на магическую таблицу с графиками.
Оценки - не ориентир
Не путайте школьные оценки с призванием. Это совершенно разные вещи. Хорошо пишет сочинения - не значит, что должен быть филологом. Рисует - не обязательно станет архитектором. И уж точно не надо отправлять того, кто любит физкультуру, в грузчики. Все это - о подборе ключа к ребенку, а не к табелю.
Не всем нужен диплом
Университет - не единственный вариант. Есть профтехи, колледжи, курсы. Иногда "руки с головой" ценятся больше, чем красный диплом. Если человек умело варит кофе, шьет одежду или создает сайты - он уже востребован. А вот с дипломом, который лежит на полке - не всегда.
Не держите за уши, если не идет
Бывает, что ребенок поступил, а потом говорит: "Это не мое". И все. Сидит в углу, учится через силу. Вопрос: зачем? Если видно, что человек выгорает, лучше прервать этот круг. Проконсультируйтесь с преподавателями, дайте время подумать, а потом - ищите другие варианты. Поверьте, это лучше, чем заставлять "добить до диплома".
Подростковый выбор - как минное поле. Здесь главное - не давить. Вместо этого - будьте рядом. Слушайте, подсказывайте, но не направляйте за руку. Потому что даже если ребенок ошибется, но сделает это сам - это уже будет шаг к взрослой, сознательной жизни. И, кто знает, может из той ошибки вырастет что-то настоящее.