Профессии на грани исчезновения: какие специальности больше не актуальны
Времена меняются, и это, похоже, уже ни для кого не новость. Однако вместе с этим меняется и то, какие профессии нужны, а какие постепенно теряют актуальность. Если немного углубиться, становится ясно: все зависит от технологий. Работа, которую раньше выполняли люди сегодня автоматизируется. А там, где нужно больше креатива или понимание сложных процессов, наоборот, вакансий становится все больше. К примеру, кто-то скажет, что быть кассиром — это стабильно, но подумайте сами: сколько раз вы в последнее время использовали кассу самообслуживания? Вот и ответ.
Что изменится на рынке
Цифровизация, рост цен, климатические изменения, геополитика… Звучит сложно, но это просто набор факторов, влияющих на наши с вами жизнь. Пока одни профессии отходят на второй план, другие набирают обороты. Если говорить о том, что сейчас "на коне" - это, без сомнения, технические специальности. ШИ, финтех, кибербезопасность – эти слова вы точно слышали не раз и, вероятно, еще услышите. Но, с другой стороны, обычные специалисты – те же преподаватели, сиделки или строители – тоже остаются нужными. Ведь технологии технологиями, а людям нужно и жить, и учиться, и строить.
Что изменится на рынке
Давайте взглянем на факторы, которые будут формировать рынок труда в 2025-2030 годах. Основные из них:
- цифровизация, охватывающая почти все сферы жизни;
- рост стоимости жизни, диктующий новые правила игры;
- необходимость приспособления к климатическим изменениям;
- геополитическая нестабильность, влияющая даже на рабочие места.
В настоящее время на 39% изменятся и требования к работникам. Например, теперь особый акцент будет на знаниях по кибербезопасности, управлении экологическими процессами и навыках работы в сетях. Итак, если вы еще не задумывались над этим, пора это сделать.
Профессии, которые могут исчезнуть
А теперь не очень приятная новость. К сожалению, некоторые профессии постепенно уйдут в прошлое. Честно говоря, это ожидаемо, ведь автоматизация берет свое. К примеру, кассиры, работники почтовых служб, банковские кассиры и даже секретари рискуют потерять актуальность. И это неудивительно – машины могут выполнять эти задачи быстрее и без ошибок.
С другой стороны, это вызов для людей – приспособиться, научиться новому и оставаться востребованным.
Чтобы не потерять конкурентоспособность, компаниям придется изрядно постараться. Как говорится, "выживает тот, кто меняется". Вот несколько стратегий, которые помогут оставаться на плаву:
- организовать повышение квалификации работников;
- автоматизировать рабочие процессы, чтобы уменьшить нагрузку на персонал;
- увеличить заработную плату, ведь без этого людей не удержать;
- внедрить гибкий и инклюзивный подход к работе.
Если быть честным, будущее дело достаточно непредсказуемое, но одно можно сказать точно: останавливаться никто не будет. Компаниям придется двигаться вперед, иначе они просто не выдержат конкуренцию. Здесь и автоматизация, и обучение сотрудников, и, что немаловажно, гибкость. Ведь если работник не чувствует себя ценным, то долго он на одном месте не задержится, да? Поэтому, кажется, ключ к успеху – это не только технологии, но и человечность. Как говорится, "работа работой, а людям нужно понимание".